Великий зодчий

Если вы прочитали раздел о Барселоне, то, возможно, были удивлены, не встретив ни слова об архитектурных творениях, которые в последнее столетие стали символами этого уникального каталонского города. Как же шпили Саграды Фамилии или мозаичная саламандра, украшающие обложки почти всех путеводителей?  Нет, безусловно, мы ничего не забыли и намеренно решили посвятить отдельный раздел модернизму, а еще точнее шедеврам великого зодчего - каталонца Антонио Гауди-и-Корнета.

Только простите, ради бога, за одно дополнение. Работы Гауди, обязательно привлекли бы внимание, но выглядели одиноко, если бы не были окружены яркими творениями других архитекторов-модернистов, давших начало столь неординарному, но признанному во всем мире стилю каталонский модерн: Луиса Доменека-и-Мунтанера (1849-1923), Жозепа Пудж-и-Кадафалка (1867-1956), Энрика Сагньера (1858-1931), Антонио-Марии Гальиса (1861-1903), Жозепа-Марии Жужоля (1879-1949) и других.

И все же, именно творения Антонио Гауди продолжают поражать воображение людей. Умело сочетая рационализм конструкций, новейших технологий и материалов (бетона, стекла и стали) с традиционными национальными мотивами и маскируя радикальные технические решения орнаментальным декорированием, архитектор придавал своим строениям причудливые формы, которые заимствовал у природы.

За свою жизнь (1852-1926) Гауди создал не так много объектов, но три из них, находящиеся в Барселоне, были обьявлены Достоянием Человечества: Дворец Гуэль, Парк Гуэль и доходный дом семьи Мила, чаще называемый Педрера (Каменоломня). Волнообразный восьмиэтажный дом Мила на проспекте Грасия, похожий на слоистую скалу из песчаника, возводился с 1906 по 1910 год. Затейливые кованые решетки, напоминающие водоросли на фасаде, квартиры без единой прямой стены и необычный сквер на крыше с трубами-воинами делают "Педреру" самым посещаемым музеем. А через три квартала, на противоположной стороне проспекта, - дом Батло (1904-6), рекоструированный художником в "квартале дисгормонии". Говорят, что скругленные формы мозаичного плиточного фасада и горбатая крыша этого дома были задуманы Антонио Гауди как образ дракона, пронзенного пикой Св.Георгия.

Самые интересные сооружения, в которых творчество Гауди не ограничивалось рамками заказчика, были связаны с именем графа Эусеби Гуаля-и-Басигалупи. Фабрикант-меценат, единомышленник и друг на протяжении сорока лет был "счастливой звездой" для гениального зодчего. Как заявил однажды Гауди, любая работа - плод общих усилий, рожденный на почве взаимной любви.

Но главным творением в творчестве каталонского модерниста человечество считает строительство грандиозного кафедрального собора Саграда Фамилиа (Святого Семейства), которому он посвятил почти всю свою творческую жизнь. Он сутками пропадал на строительной площадке собора, посвященного католической религии, строительство которого началось в 1883 году. Гауди был глубоко религиозным человеком. Он задумал собор как воплощение Нового Завета. Из всех задуманных трех фасадов "Рождества", "Смерти" и "Воскресения", Гауди завершил только "Рождество" в 1926 году,в год своей смерти. Строительство было остановлено в дни испанской гражданской войны на 30 лет, а впоследствии продолжилось без остановок. Открытие предполагается примерно через 20 лет. Идеи Гауди до сих пор воплощаются его последователями по наброскам и рисункам. С самого начала финансирование строительства ведется на подати горожан и на средства полученные от продажи билетов. Фантастическое, одно из самых удивительных зданий в мире, похожее на замок из песка, сталагмиты или оплывшие свечи, по замыслу зодчего, должно стать самым высоким из религиозных сооружений: 170-метровая башня Христа и чуть меньшая башня Богородицы будут возвышаться над башнями четырех евангелистов и башнями двенадцати апостолов.